Механизм соматизации на фоне временных периодов в концепции Wu xing

Один из наиболее значимых факторов, который тотально меняет нашу природу, – это время, но изучение этого процесса часто сводится лишь к разработке новых теорий старения или омоложения в области биоритмологии и генетики. Однако, короткий период нашей жизни – это единственное, чем мы обладаем в действительности, да и то достаточно условно. Несмотря на индивидуальные частоты каждой системы организма, наша жизнь определяется текущим моментом. Только одна функциональная структура человека может игнорировать этот закон. Наше сознание, благодаря особенности ума, не имеет ограничений в перемещении по временной линии, поэтому оно может легко вмешиваться в ритм жизнедеятельности как всего тела, так и его отдельных систем.

Любая информация, которой мы обладаем, ассоциирована с конкретной областью нашего пространства и имеет определённую последовательность расположения с учётом времени её формирования. Доступ к воспроизведению какого-либо события обеспечивается первым движением глаз в соответствующий участок индивидуальной временной линии. Такая функция может быть нарушена чаще всего вследствие непрожитого стресса из-за рассогласования в нашей системе управления касательно текущих событий. Это один из вариантов, когда подобный конфликт приводит к возникновению множества проблем, касательно не только здоровья, но также и других сфер жизни. Тем более актуальным является установление причин и механизмов развития любых паталогических процессов на разных уровнях нашего организма. Зная подобные закономерности, мы в значительной степени получаем доступ к управлению своим состоянием и возможность улучшить качество и продолжительность своей жизни.

Для отслеживания причин и механизма развития заболеваний или соматизации необходимо использовать синтез различных моделей жизнедеятельности организма, поскольку его активность связана с множеством функций. Один из основных подходов в решении вопроса – древнекитайская концепция Wu xing «Пять первоэлементов» (Рис 1), которая определяет этапы перехода энергии из одной формы в другую и соответствующие им виды материи как составляющие окружающего мира, такие, как Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. «Согласно этому мировоззрению, все пять элементов находятся между собой в динамическом равновесии и взаимосвязи». (1*) По-сути, Wu xing отражает проекцию волнового процесса любой системы или явления на плоскость, где можно выделить соответствующие периоды и динамику его развития: Дерево рождает Огонь, Огонь порождает Землю и т. п. (Рис 2) Примеры этапов последовательного перехода:

Wu xing
Рис 1

Wu xing 2
Рис 2

  • пять фаз развития: зарождение, рост, созревание, плодоношение и хранение;
  • пять периодов жизни: рождение, рост, зрелость, увядание и исчезновение.

Каждый из них соответствует своему первоэлементу, начиная с Дерева. Таким же образом учение Wu xing классифицирует внутренние органы и структуры человеческого тела для описания их физиологических и патологических взаимодействий. Для наиболее полного представления механизма соматизации необходимо дополнительно использовать последовательность расположения всех уровней проявления организма относительно друг друга в иерархической зависимости от психического проявления к физическому: психика, эмоции, энергия, органо-структурный комплекс. Такая интеграция обеспечивает «вертикальную связь» всех сфер деятельности человека (Рис 3).

Иерархия уровней жизнедеятельности организма
Рис 3. Иерархия уровней жизнедеятельности организма

Верхний уровень соотносится с категорией психики, которая определяет программы, контролирующие поведенческие особенности, образ жизни, стереотипы. Второй, то есть эмоции – создают энергетическое напряжение, потенциал для обеспечения активности и обозначения значимости ситуации. Третий – определяет функцию, ритм работы различных систем и их взаимосвязь. Самый нижний – исполнительные органные структуры и внутренние органы.

Каждая категория любой формации организма также будет соотноситься с одним из пяти первоэлементов (Таблица или Рис 2). Например, элементу Земля на психическом уровне будет соответствовать: интеллект, внимание, логическое мышление, способность к обучению, память. Эмоции – задумчивость, размышления, фантазии. Энергия – функциональная активность систем, которые обеспечивают накопление, усвоение, переработку. Телесные комплексы – внутренние органы: селезёнка и поджелудочная железа, а также связанные с ними структуры.

 

Пять элементов

Дерево

Огонь

Земля

Металл

Вода

Пять направлений

восток

юг

середина

запад

север

Движение

наружу

вверх

покой

внутрь

вниз

Пять фаз развития

зарождение

рост

созревание

плодоношение

хранение

Цифры

8

7

5

9

6

Пять времен года

весна

лето

сезон дождей

осень

зима

Духовные аспекты

эфирный дух (Хунь)

разум (Шень)

интеллект (И)

телесный дух (По)

сила воли (Чжи)

Пять склонностей

гнев

радость

задумчивость

тоска

страх

Климатические факторы

ветер

жар

сырость

сухость

холод

Пять планет

Юпитер

Марс

Сатурн

Венера

Меркурий

Пять ступеней гаммы

цзяо (фа диез)

чжи (ля)

гун (ре)

шан (ми)

юй (си)

Пять металлов

свинец

медь

золото

серебро

железо

Пять домашних животных

собака

овца

корова

курица

свинья

Пять фруктов

слива

абрикос

унаби

персик

каштан

Пять злаков

пшеница

просо

гаолян

рис

стручковые

Пять цветов

зеленый

красный

желтый

белый

черный

Пять вкусов

кислый

горький

сладкий

острый

соленый

Пять запахов

мочи (псина)

гари

благовоний

сырого мяса или рыбы

гнили

Пять цзан-органов

печень

сердце

селезенка

легкие

почки

Пять фу-органов

желчный пузырь

тонкий кишечник

желудок

толстый кишечник

мочевой пузырь

Пять органов чувств

глаза

язык

рот

нос

уши

Пять составляющих тела

сухожилия

сосуды

мышцы

кожа

кости

Пять жидкостей

слезы

пот

мокрота

выделения из носа

слюна

Пять звуков

крик

смех

пение

плач

стон

Такая иерархия обеспечивает слаженную работу всех систем организма. Контроль нашего сознания позволяет реализовывать собственные цели или идеи. Отрицательная обратная связь даёт возможность максимально адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды и находить наиболее эффективные варианты решений каких-либо задач.

«Китайская медицина исходит из наличия тесной взаимосвязи между психической деятельностью и внутренними органами… Различные психические реакции и чувства могут воздействовать лишь на вполне определённые, связанные с ними, внутренние органы. С другой стороны, действие различных психических факторов проявляется зачастую лишь в форме нарушения деятельности определённых, связанных с ними внутренних органов» (2*)

Текущий момент
Рис 4. Текущий момент

Наиболее важно одно из свойств нашего ума – привязывать различные эпизоды жизни к определённым периодам линии времени (Рис 4): прошлое, настоящее, будущее, в том числе могут появляться «периоды цикличности» и «альтернативные ритмы» в случае непринятия какой-либо ситуации. Эти информационные отрезки также можно соотнести с каждым из первоэлементов Wu xing, а используя иерархию управления систем организма, проследить развитие процесса соматизации, то есть этапы перехода конфликта на уровень тела (Рис 5).

Патологическая структура

Рис 5

Сознание и подсознание
Рис 6. Сознание и Подсознание

Изначально в результате действия ложных Убеждений критически снижается осознанность, что приводит к образованию значительной разницы между реальностью и тем, как мы хотим её видеть (Рис 6). В сфере сознания этот внутренний конфликт (1) рождает избыточное эмоциональное напряжение, а также нарушает функцию контроля и отрицательной обратной связи (2). Изменяется диапазон восприятия по шкале временной линии. Например, у алкоголиков и наркоманов он резко ограничен. При любом варианте непринятия или подавления стресса (3) формируются психоэмоциональные комплексы, или подсознательная зависимость человека от незавершённых ситуаций (4). В случае невозможности их разрешения этот сбой устанавливает патологическое равновесие и обретает статус автономности, то есть существует вне контроля нашего сознания (5). Такое состояние приводит к потере энергии и смещению ритмов работы органов или структур (6), что нарушает их функцию и создаёт условия для развития различного рода заболеваний или проблем (Рис 7).

Энергосистема
Рис 7

Текущий момент
Рис 8

Наиболее часто наше сознание ориентировано на переживании возможных ситуаций будущего (Рис 8). В соответствии с Wu xing этот отрезок времени по своим свойствам имеет принадлежность к первоэлементу Вода (5). На ментальном уровне он соотносится с Силой Воли (Чжи), что проявляется как стойкость, решительность, настойчивость. Постоянные мысли о будущих событиях значительно подавляют этот духовный аспект. Реальность для каждого связана только с текущим моментом, поэтому будущее не достижимо. Ожидание, предвосхищение, целеполагание, планирование подсознательно заставляют человека выходить из зоны «комфорта». На эмоциональном уровне это часто сопровождается страхом, опасением, испугом. Человеческое сознание всегда пугает неизвестность, неопределённость. Такие эмоции являются отражением собственной фантазии, ориентированной в будущее. Опасений касательно прошлого и настоящего не возникает, поскольку там всё ясно и определено. В случае установления стереотипности подобного восприятия создаётся избыточность эмоционального напряжения. На уровне энергосистемы будет накапливаться напряжение, которое в первую очередь может нарушить проходимость меридианов почек и мочевого пузыря, которые принадлежат элементу Воды. Структуры тела, которые находятся под их контролем, могут стать органами-мишенями. Таким способом может формироваться один из механизмов образования психосоматических проблем.

В концепции «Пяти первоэлементов» прошлое отражает свойства Металла (4). В духовном аспекте ему соответствует Телесный Дух (По), который отвечает за соматическое состояние и физические ощущения. Постоянная фиксация мыслей на минувшем нарушают связь Духа По с Эссенцией (Цзин). Появляется состояние ностальгии, консерватизма или даже самоуничижения, что может вызывать такие эмоциональные проявления, как тоска и печаль. Конечно, в прошлое не вернуться, но наш ум может длительное время находиться в своих воспоминаниях, что будет значительно перегружать функцию таких систем как лёгкие, толстый кишечник, а затем и их соматические структуры.

С первоэлементом Земля (3) имеют связь временные периоды, ассоциированные с какими-либо событиями. На ментальном уровне с Землёй соотносится Интеллект (И), который отвечает за логическое мышление, концентрацию внимания, память, способность к учёбе и практике. Вследствие внутреннего конфликта может появиться зацикленность мышления на незавершённой ситуации или образование «пустых раздумий». С точки зрения китайской медицины, это мысли, которые не приводят к результатам или результативным действиям. В нашем подсознании они действуют как заезженные пластинки в формате собственной темы, создавая «мыслительную жвачку». На эмоциональном уровне это проявляется как повышенная задумчивость, навязчивые размышления, которые перегружают меридианы селезёнки и желудка, а также те системы, которые с ними связаны.

В рассматриваемой концепции первоэлемент Огонь (2) соответствует узким диапазонам линии времени в восприятии конкретных ситуаций сознанием человека. Этому элементу, как духовный аспект, принадлежит Разум (Шэнь). Он связан с психической деятельностью (восприятие, чувства, обучение, мышление, мотивы). При невозможности сбалансировать собственные желания или реализовать свою индивидуальность мышление человека замедляется, внимание в большей степени фиксируется на созданных проблемах. Это может проявляться психологической зависимостью от кого или чего-либо. Накапливается повышенное возбуждение, которое дестабилизирует в первую очередь энергосистему сердца и тонкого кишечника с последующей деструктивной реакцией соответствующих органов и систем.

Элемент Дерево в Wu xing отражает начало любого движения, образование нового порядка отличного от старого (1). Касательно линии времени, этот период можно условно рассматривать как альтернативный ритм. Согласно китайской культуре на ментальном уровне здесь располагается Эфирный Дух (Хунь). По своей природе он пребывает в крови и Инь печени и описывается как «приход и уход» Разума (Шень). Непроживание текущего события или противопоставление себя ситуации на уровне психики рождает чаще всего эмоцию гнева и раздражения, которые создают напряжение в меридианах печени и жёлчного пузыря. Те структуры организма, которые больше всего связаны с ними, также начнут реагировать в виде конкретных симптомов в соматической сфере.

Во временной линии отдельно можно выделить и шестой период – текущий момент. Он будет находиться вне концепции Wu xing и занимать роль контролирующего фактора. На уровне психики проявляется как максимально возможное развитие. Эмоции – счастье, удовлетворение, которые в случае дисбаланса могут трансформироваться в ощущение безысходности, неудовлетворённости. Соматические структуры – нервная и гуморальная системы. Они могут перегружаться в первую очередь при проблемах в самореализации или в случае невозможности контролировать свой жизненный ритм.

«Влияние или изменения психического характера, вызывающие у человека радость, гнев, горе, тяжёлые раздумья, печаль, страх и ужас, объединяются в китайской медицине под общим понятием «семи чувств».

Психическое возбуждение наносит вред внутренним органам, оказывая воздействие на их механизм Ци, нарушая их нормальную деятельность. В книге «Су-вэнь» говорится в связи с этим: «Сто болезней вызываются Ци (функциональное, активное начало); ярость гонит Ци вверх, радость замедляет Ци, печаль растворяет Ци, страх отводит Ци вниз, ужас приводит Ци в замешательство, задумчивость связывает Ци» (2*).

Таким образом «в китайской медицине эмоции (как причины болезней) – это стимулы психики, которые нарушают Разум (Шэнь), Эфирный Дух (Хунь) и Телесный Дух (По), а через них нарушает и баланс Внутренних Органов, и гармонию Ци и Крови. Поэтому стресс является внутренней причиной болезни, которая повреждает Внутренние Органы напрямую…в отличие от наружных, климатических факторов, которые сначала поражают Наружный аспект» (3*). То есть любой значимый незавершённый процесс для нашего сознания при определённых условиях создаёт психосоматическую проблему.

Резонансное взаимодействие
Рис 9

Выводы и рекомендации

Предложенный подход, объединяющий теорию Временной линии, концепцию Wu xing, а также некоторые другие, позволяет выйти на причины психосоматических заболеваний и проследить за трансформацией любого внутреннего конфликта человека на всех уровнях его жизнедеятельности. Подобное направление даёт возможность создать алгоритм объёмной расшифровки симптомов для получения наиболее полной информации о болезнях с тем, чтобы получить возможность более эффективно проводить их коррекцию или профилактику.

В нашей жизни всегда появляется тот смысл, который мы в неё вкладываем. Для этого необходима самореализация и возможность управления своим состоянием. В связи с этим можно предложить ряд рекомендаций.

Повышение своей осознанности: устранение мультизадачности, выбор реально-достижимых целей в рамках кратчайшего срока, определение оптимальных направлений собственного развития (дифференцировка: «мухи отдельно, котлеты отдельно» ☺)

Принятие ответственности: устранение разницы между позицией и поведением, проживание или переживание стрессовых реакций (нейтрализация активности ложных Убеждений), завершение противоречивых для себя ситуаций

Сохранение аутентичности: независимость от оценочных суждений, максимальная привязка к текущему времени, создание условий для превышения использования над желанием обладать

Следование принципу Дао (срединный путь): использование отрицательной обратной связи, следование принципу конгруэнтности (согласованность, адекватность), максимальное ограничение своего присутствия в «комплексе жертвы» (Рис 10).


Рис 10

Список используемой литературы

  1. Начатой В. Г. «Дифференциальная диагностика внутренних болезней». Изд. 2-е. Новосибирск, издательство «Ли Вест», 2011. – 352 с
  2. Шнорренбергер К. «Учебник китайской медицины для западных врачей». Москва, 2007
  3. Мачоча Джовани «Основы китайской медицины. Подробное руководство для специалистов по акупунктуре и лечению травами». В 3-х томах – М.: Рид Эльсивер, 2011

Белов Андрей Владимирович   Специалист ТКМ, г. Томск

Тематические вопросы: аспекты теории «Линии времени»; концепция Wu xing; связь тела и разума в китайской медицине; формирование психоэмоциональных комплексов; механизмы соматизации.